Электронная путевка: накануне запуска от Ростуризма ждут разъясненийЗакон о необходимости передачи данных о проданных турах вступает в силу уже 1 сентябряОбъединение предпринимателей «Опора России» обратилось в Ростуризм с предложением выступить с разъяснениями для турбизнеса по поводу предстоящего 1 сентября запуска системы «Электронная путевка». Эксперты согласны: они нужны, так как возникает масса вопросов. К тому же Ростуризм готовится внести важные изменения.
Готовы ли туроператоры?В письме (есть в редакции) Ростуризм просят провести «офлайн- и онлайн-мероприятия» по поводу того, на каком этапе турбизнес должен отправлять сведения о проданных турах, планируется ли техническая поддержка, а также сообщить, как будет организовано взаимодействие системы с реестром турагентств. «При расхождении данных по закону отвечает туроператор. Как будут реализованы на практике механизмы ответственности за передаваемые туроператором и турагентом данные?» – это один из вопросов, который, по мнению представителей «Опоры России», требует уточнения.
Так как до момента запуска системы осталось менее месяца, «необходима постоянная информационная и техническая поддержка для предпринимателей, в чью обязанность входит формирование таких путевок», – указано в обращении.
Из комментариев представителей туроператорских компаний сложно понять, готов ли рынок в целом к предстоящему экспорту данных о проданных турах.
Например, в TEZ TOUR корреспонденту TourDom.ru сообщили, что компания уже ведет работу над интеграцией системы, «однако ввиду задержек с получением обратной связи от сотрудников технической поддержки данного продукта по возникающим в ходе процесса вопросам с высокой долей вероятности на завершение работ потребуется больше времени, чем ожидалось».
В Coral Travel и «Интуристе» эту тему пока не комментируют. В свою очередь, в Pegas Touristik ответили, что технически готовы, а в ANEX Tour отметили, что в прошлом году провели успешное тестирование. «Соответственно, с нашей стороны техническая возможность подключения к системе Ростуризма есть и мы готовы начать активное внедрение передачи данных по заявкам, когда это потребуется», – добавили в ANEX Tour.
По словам экспертов, трудности с подключением, вероятнее всего, возникнут у небольших компаний, которые преимущественно работают в сфере внутреннего туризма и не имеют собственных информационных и кадровых ресурсов, достаточных для автоматизации подключения. Вносить данные в систему им, скорее всего, придется вручную.
Что изменится с 1 сентября?Согласно поправкам в отраслевой закон, которые Владимир Путин подписал в мае, с 1 сентября у туроператоров действительно возникнет обязанность передавать в единую систему информацию о проданных турах, включая перечень приобретенных услуг с указанием общей стоимости поездки и персональных данных туристов. За троекратное нарушение этой нормы туроператорам и турагентам грозит исключение из федерального реестра.
Однако, как пояснил TourDom.ru основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, ответственность за нарушения предусмотрена только с 1 марта следующего года.
Таким образом, с 1 сентября «Электронная путевка» начинает работать юридически, а у туроператоров и турагентов есть еще полгода, чтобы спокойно освоить подключение к системе и разобраться с тем, какую информацию и в какие сроки туда надо передавать.
Тем не менее вице-президент объединения «Опора Россия» Алексей Кожевников настаивает, что от Ростуризма нужны четкие пояснения по этим вопросам – турбизнес вправе знать, к чему готовиться. Разъяснения нужны еще и в связи с подготовкой новых нормативов, которые затрагивают как предпринимателей, так и туристов.
Защитит ли электронная путевка от мошенников?Георгий Мохов также обратил внимание, что регулятор
опубликовал проект постановления правительства, включающий новый порядок функционирования единой информационной системы электронных путевок. Он отменяет утвержденный тремя годами ранее. Согласно
постановлению № 748 от 8 июня 2019 года, предполагалось, что передавать данные о проданных турах туроператорам придется в течение 24 часов, но по уже принятому закону и новой версии правил это надо делать не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Таким образом, вопреки публикациям в прессе никакого QR-кода для проверки данных о туре турист в момент заключения договора получать на руки не будет, поскольку штрих-код формируется только после экспорта сведений о туре. Получить доступ к сведениям турист сможет только по отдельному заявлению в течение 5 рабочих дней.
Это входит в противоречие с целями внедрения электронной путевки, которые публично транслируются представителями власти. Как
сообщила «Парламентская газета» со ссылкой на председателя Комитета по туризму Сангаджи Тарбаева, главная цель – «защитить путешественников от аферистов, а сам туристический рынок сделать более прозрачным и контролируемым». Но непонятно, как этого удастся достичь, ведь оперативно получить доступ к базе данных турист не сможет.
«Объясните мне, о какой защите туриста может идти речь, если он, например, купил тур 01.08 с вылетом 08.08, а его данные в систему электронных путевок попадут только в начале следующего месяца?» – написал в своем телеграм-канале руководитель туроператора Space Travel Артур Мурадян. По его словам, от мошенников, которые берут деньги с туристов, но не переводят их туроператорам, эта система точно не защитит.
А будет ли вообще работать электронная путевка?Кроме того, Ростуризм разработал еще и проект нового отраслевого закона, где электронная путевка вообще не упоминается. И одновременно планирует снять с себя ряд полномочий, связанных с внедрением системы. Всё это создает неопределенность и
дает основания предположить, что Ростуризм в скором будущем готовит замену электронной путевке на некую новую систему, связанную с созданием нового гарантийного фонда для защиты интересов туристов.
Оригинал статьи на HotLine.Travel >>>>>