Возможные сценарии развития туротрасли
Добавлено: Пн фев 02, 2009 3:06
В В Петербурге во время международного workshop состоялся семинар «Экономический кризис в России: возможности и угрозы для российского туризма». Вот краткий отчет распространенные пресс-службой СЗРО РСТ , который может быть интересен читателям Курилки:
Возможные сценарии развития туротрасли.
В рамках прошедшего в Санкт-Петербурге второго Петербургского международного Workshop, организованного Северо-Западным региональным отделением Российского союза туриндустрии и Ассоциацией представителей национальных туристических офисов (АНТОР) в России состоялся семинар «Экономический кризис в России: возможности и угрозы для российского туризма».
Основными участниками семинара выступили: вице-президент Российского союза Туриндустрии Сергей Корнеев, вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин, председатель исполнительного комитета Ассоциации «Северо-Запад» Елена Хазова, президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович, представители Ростуризма, городской Администрации, регионов Северо-Запада, участники рынка.
В ходе второй сессии «Возможные стратегии и модели поведения участников турбизнеса» участники дискуссии попытались охарактеризовать ситуацию и определить возможные сценарии ее развития.
Достаточно развернуто по этой теме выступила исполнительный директор СЗРО РСТ Юлия Рыбакова. По ее словам, разные экспертные оценки и последняя аналитика РСТ свидетельствуют о том, что туристическому бизнесу, как мировому, так и отечественному, не удастся избежать негативных последствий финансового кризиса. Согласно последним данным, финансовый кризис привел к снижению спроса на туристические услуги в нашей стране на 30%.
До кризиса российский рынок характеризовался как один из наиболее быстрорастущих, несмотря на то, что в 2007 году дефицит платежного баланса по статье "поездки" в России составил более 10 млрд. долларов. Выездной туризм у нас рос очень динамично, за последние пять лет среднегодовой прирост составлял порядка 13%. Это очень высокий показатель более, чем в два раза превышающий динамику роста турпотоков на мировом рынке в целом.
Сегодня принятие решений для бизнеса происходит в ситуации высокой степени неопределенности. По результатам исследований РСТ, большинство туристических фирм свидетельствуют о напряженность на рынке и отсутствии глубины продаж, туристы предпочитают покупать тур за неделю до выезда. В результате удорожания доллара относительно рубля повысилась стоимость зарубежной туристической путевки в рублях, при удешевлении в валюте. Многие надеются, что поскольку в мире падают цены на нефть и топливо, то в скором времени будет происходить снижение цен на туры. Но постоянное повышение доллара и евро перекрыло снижение цен на топливо, и это не позволяет упасть рублевой цене на путевки. В этой ситуации становятся интересными развивающиеся рынки (Россия, Индия, Китай), где происходит девальвация местной валюты и соответственно цена на туры в эти страны становится более интересной для потребителей. Ключевыми временными точками для принятия решений туроператорами являются: март, апрель - заключение договоров и май - результаты принятых бизнесом решений.
В этой связи эксперты РСТ рассматривают два возможных сценария развития ситуации на рынке. Оптимистичный - произойдет снижение спроса на 15-20%, что не окажет сильного влияния на рынок в целом, возможно фирмы просто смогут заполнить данный финансовый пробел уменьшением каких-либо расходов. Но при этом вполне остаться на уровне 2007 года.
Пессимистичный – падение рынка на 35-40%, что приведет к более серьезным последствиям для рынка. Возможно сокращение количества игроков на 10-15%. Некоторые туроператоры давно работают в минус, но за счет наращивания оборотов и получения дешевых кредитов большинству из них удавалось оставаться на плаву. При 35-40% падении рынка покрыть их убытки будет невозможно.
Чего нам ждать?
Кризис санирует ряды туристической отрасли. Возможно, произойдет консолидация крупных игроков. Крупные компании смогут играть на перепадах цен на разных рынках, разнице валют и за счет больших объемов предлагать более низкую цену.
По другим прогнозам пострадать в первую очередь могут крупные туроператоры, которые пользуются банковскими кредитами. Как следствие – количество туров, предлагаемых на рынке, значительно сократится. Кроме того, отказ в кредитах может привести некоторых операторов к серьезным сложностям в работе. Малые и средние компании смогут выжить и остаться на рынке за счет более высокой мобильности и способности быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям, тогда как у крупных - цена ошибочных действий будет намного выше.
Демпинговать в ближайшее время будет не выгодно, туроператорам придется работать на грани рентабельности. Количество отелей и перевозки им придется сократить, а значит спецпредложения если будут появляться, то редко, да и скромнее, чем ранее.
Возможно, кризис немного остудит пыл зарубежных игроков и замедлит их стремительный марш в Россию на год-полтора. Нашим туроператорам стоит использовать ситуацию - развиваться, пока их потенциальные туристы не ушли к иностранцам.
Скорее всего, в ближайшие один-два года нас ждет появление нескольких туристических холдингов, объединяющих все звенья производства турпродукта. Такой вариант организации бизнеса позволит контролировать все элементы и сэкономить - понизить себестоимость туров за счет вертикальной интеграции, повысить эффективность продаж, используя собственную схему реализации. Тогда туристам будет легче решать возникающие проблемы, ведь сейчас из-за несовершенного законодательства отношения между представителями разных уровней размыты и нарушен баланс ответственности участников рынка.
Как изменятся стратегии поведения потребителей?
Современный человек не может не отдыхать и не путешествовать, потому что уже не мыслит без этого своей жизни. Именно поэтому туристический рынок всегда будет оставаться на плаву, но при этом туркомпаниям придется учитывать ряд особенностей поведения клиентов в кризис. Неоднозначные, беспокойные настроения изменяют реальную ситуацию на рынке турбизнеса. Слухи и ожидания - очень важный фактор на рынке, поэтому постоянно обсуждение кризиса, может, в конце концов, сказаться на взглядах людей и их поведении. Пример – продажа новогодних туров, когда люди ждали снижения цены и совершали покупку за 2 недели до поездки.
Помимо уменьшения глубины продаж, следует учитывать, что в подобный период туристы начинают экономить: едут на меньший срок, в «низкий» сезон, т.е. возрастет интерес к низкобюджетному отдыху и внутреннему туризму.
Большинство туроператоров сходятся во мнении, что в экономически нестабильные периоды хорошо продаются самые дорогие и самые дешевые туры. Компании подстраиваются и делают ставку именно на эти сегменты, а в ассортименте отелей уменьшают количество «четверок» и увеличивают число более бюджетных «троек».
Турфирмы предлагают не наращивать усилия по организации групповых программ с оплаченными блоками мест на чартерных рейсах и заранее забронированными гостиницами, а уменьшить риски с помощью выделения индивидуальных туров, как приоритетного направления. Тренд индивидуализации будет увеличиваться с выходом на рынок нового поколения потребителя, владеющего иностранными языками и Интернетом.
Материалы по итогам семинара будут размещены на сайтах: http://www.rata.spb.ru и http://www.csr-nw.ru.