Какие задачи? Основные. Все задачи, что до сих пор не решены. Основная цель создания и деятельности СРО – это, безусловно, защита прав потребителей туристических услуг, обеспечение безопасности туристского продукта, а также, нормализация состояния туристического рынка, который сейчас находится в хаотичном состоянии
Из задач, основными, наверно, будут следующие:
• Введение и применение отраслевых стандартов деятельности ТА. Стандарты будут регламентировать процесс продажи туристского продукта, требования к информации, предоставляемой потребителю, требования к образовательному уровню персонала агентств, к документообороту и системе расчетов и т.д. Стандарты, разработанные нами совместно с Союзом потребителей России, прошли ряд экспертиз, и в настоящее время находятся на регистрации в Росстандарте. Например, обязательным требованием будет соответствие договора агентства с туристом федеральному законодательству. В настоящее время более 90% агентств работают по договорам, не соответствующим закону. И это в первую очередь, бьет по самим же агентам. В одном агентстве в Екатеринбурге подписали договор с 6-и летним мальчиком. Нормальная ситуация? Страховки, порядок расчетов, документооборот – везде бардак. Значительное число менеджеров агентств считают, что все в порядке. Не в порядке. Далеко не в порядке.
• Защита интересов агента в разрешении спорной ситуации с оператором. Не секрет, что в настоящее время агентство напрямую зависит от операторов, тем более от больших, так называемых ТОП 10. Одно, два, пять агентств не в состоянии потребовать от оператора соблюдения определенных стандартов, соблюдения «правил игры», тем более, что правила игры устанавливают операторы. Но если таких агентств 1000, а если 2000, и они все объединены в одно СРО, то это уже сила, с которой будет считаться любой игрок на рынке. Может оператор неугодное агентство отключить от системы, внести в «Черный список»? Да элементарно! Пусть оператор попробует отключить СРО из 1000-2000 агентств! Не выйдет. Придется договариваться.
• Защита интересов агента в разрешении спорной ситуации с потребителем. Все сталкивались в своей деятельности с претензиями от туристов. Кто не сталкивался, тот обязательно столкнется. Права туристов могут быть нарушены как самим агентством, так и туроператором и любыми третьими лицами (авиакомпания, отель и т.д.). Но, в 80 % случае отвечает агент. Многие директора агентств могут хотя бы дозвонится до руководства операторов? Много агентств с операторами судится? Ответ очевиден. Уже создана система разрешения споров между туристом и агентом. Она уже применяется. И СРО агентов обязательно будет ее использовать. В идеале, агент должен отвечать только за свои «промахи», а не за «промахи» других участников процесса.
• и для обеспечения исполнения обязательств агентов перед туристами по своим «промахам» будет создан Компенсационный фонд выплат потребителям.
Замечу, что саморегулируемые организации (СРО) в туризме необходимо разделить на определенные виды: СРО операторов, СРО агентов, иные отраслевые СРО, например СРО гидов-экскурсоводов. Нас, как инициаторов создания СРО розничных продавцов туристского продукта (СРО РПТП), в первую очередь интересует именно СРО агентов.