Пт окт 07, 2005 14:13
Оптимистичный прогноз
Моя точка зрения – сейчас наступает сезон экзотических стран. Они гораздо более привлекательны, чем европейские курорты и страны. Это страны ЮВА, Латинская Америка, Северная Америка, Африка. Этим интересно заниматься просто потому, что там всегда найдется что-то новое. Я лично считаю, что еще лет на 10 этого запаса «новинок» хватит для нашего рынгка.
Причем интерес к экзотике растет и будет расти даже несмотря на природные явления и неприятности. Особенно это касается отдыха на островах, ведь сформировалась особая прослойка клиентов, которая ассоциирует свой зимний отдых только с островами. И если по каким-либо причинам такой турист не едет на один остров, он выбирает другой. Увеличился интерес к Маврикию, например. Очень часто к нам приходят заявки такого рода: дайте мне остров Хайнань или Пхукет, рассмотрю также Маврикий, Сейшелы, и обязательно перелет бизнес-классом. Это не единичные случаи, а тенденция. Вероятно, это связано с ростом экономики.
В этих условиях если турфирма достаточно профессионально подходит к своей работе, то у нее есть масса возможностей для заработка в будущем сезоне. Можно сделать хорошие деньги.
Пессимистичный прогноз
Здесь все старо как мир и турбизнес в России. Я опасаюсь чрезмерного количества авиаперевозки на зимних направлениях. Например, Бали (Индонезия), Таиланд (Бангкок, Утапао), Доминикана. Чрезмерное количество бортов, на мой взгляд, снижает их эксклюзивность. Это мое личное мнение, и наверняка с ним многие не согласятся. Я поясню: Таиланд уже считается, чуть ли не второй Хургадой. Доминикана – почти тоже самое. И это плохо. Многие клиенты рассуждают так: если вокруг много русских, цены дешевые, то с их точки зрения, курорт –уже не эксклюзив. А людям хочется чего-то особенного, чего нет у других. Я скажу так: когда целая толпа ждет билетов в Таиланд по 300 долларов, для российского турбизнеса ничего хорошего в этом нет.
Когда из Австрии, например, делают «помойку» - мне это тоже не нравится. Страна должна быть доступной, но не должна быть дешевой. Причем и хотельерам, как показывает практика, это тоже не нравится. К ним приезжают «дешевые» клиенты,
публика, не соответствующая их представлениям об их клиентуре. Нельзя так «опускать» страны с богатой культурой, нельзя из Австрии делать вторую Чехию (без обид).
Что меня еще настораживает:
Понятно, что мир меняется, происходит много событий и т.п. Меня настораживает позиция СМИ - как они будут реагировать на различные негативные события. Из маленького события можно сделать большое. Пристальное внимание СМИ негативно реагирует на турпоток. Например, объем туристов в Шри-Ланку активно восстанавливается, на Пхукет – нет. Именно потому, что в сознании потребителя стараниями СМИ этот остров ассоциируется с чем-то страшным. Непредсказуемость СМИ и предрасположенность к сгущению красок мне не нравится. Прежде чем «раскручивать» негатив, надо обратиться к профессионалам бизнеса, узнать их позицию. Хочется также более грамотной позиции российских властей в отношении реакции на громкие события. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, ведь, до сих не снял официально свою рекомендацию не отправлять туристов в некоторые страны ЮВА.