Всегда приятно посмотреть на острый спор двух сильных профессионалов - Татьяны Чувилкиной и Альберта Копияна - которые как и я в свое время были ключевыми сотрудниками "Иналекса" (Александр Кароевич - мой особый личный респект вам за вашу большую школу). На самом деле, прав и один и другой, поскольку истина в этом вопросе где-то посередине.
Ясно, что ТиО предпринимает серьезные попытки идти в ногу со временем и оставаться привлекательным изданием. Ясно, что альтернативы ему из печатных изданий для прямого портебителя пока даже на горизонте нет. Это отмечали почти все. Согласен в этом с Альбертом. Думаю, что и Татьяна с этим не спорит.
Но ясно и другое, что ТиО, несмотря на все вышесказанное все-таки вырождается, что ему это не поможет. Абсолютный факт, что большинство ТО (за исключением разве что "Путешествую! - Биг Тур", "Мостравел", "Южный Крест") сокращают в нем свои объемы, что он становится для них менее выгодным и привлекательным, поскольку они стали независимее, сильнее, устойчивее и нашли более интересные варианты привлекательной работы с агентствами. Особенно это стало невыгодно для тех ТО, которые имеют устойчивые позиции на массовом направлениях и держат серьезную долю рынка. Для собственных продаж он им теперь совсем не нужен. Они и без него нормально и стабильно продают через свою агентскую сеть. И уйди они из него - мало, что изменится для ТО такого уровня - ну не упадут продажи у Натали Турс, поскольку совместная реклама в ТиО - последнее, из-за чего ТА работают с этим ТО. Соглашусь в этом с Татьяной.
Высвободившиеся, заметь немалые деньги, ТО могут направить как раз на свое более эффективное усиление, на развитие своего бренда, его укрепление в более адекватных для этого носителях (формат ТиО для этого совершенно не подходит) Интернете, ТВ, наружной рекламе, радио, профессиональные СМИ, новые технологии, различное прямое поощрение активных ТА и т.д. Заметь Альберт очень важный момент - отсутствие альтернативы ТиО их (сильные ТО как Натали Турс) вовсе не заботит, поскольку она им и не нужна такая альтернатива - они не собираются и дальше вкладывать свой рекламный бюджет в тот формат, который не отвечает их сегодняшним целям и потребностям - развитию бренда! Им не нужен другой ТиО - им не нужен теперь никакой ТиО! Они окрепли, стали увереннее и устойчивее, у них появились деньги (бюджеты-то какие имеют - 3-5 млн. долларов в год), а поскольку еженедельная реклама разворотами и полосой по 5 направлениям в ТиО стоит теперь столько, на что можно весь радио эфир забить на каком нибудь "Серебрянном дожде", или весь центр Москвы плакатами залепить, или весь Интернет увешать банерами и во всех словах прописаться, даже на ТВ прокрутить немало роликов, то как думаешь, если они решили концентрироваться на раскрутке бренда, что они выберут? Неужели ТиО? Да они еще не Самсунг и не скоро им станут. Но они, и многие другие осознали важность развития своего бренда сегодня, поскольку именно сегодня пришло время начинать это делать. И ТиО в этой схеме, увы, уже не укладывается.
Да, согласен с тем, что возможно для клиента и ТА это издание еще представляет интерес из-за своей безальтернативности, хорошего распространения давней известности на рынке (кто же со всем этим спорит). Но для каких ТА? Для какого клиента? Не секрет, что когда то, когда большинство клиентов не имели своих турфирм и каждую свою поездку (или первую поездку) искали новую - ТиО был единственным источником информации и выбора ТА -заметь - единственным. Но теперь-то ситуация уже совершенно другая. Подавляющее большинство клиентов, выезжающих за рубеж - повторники (новых клиентов выезжающих впервые немного) и они в подавляющем своем большинстве имеют "свое ТА" или по крайней мере друзей, которые выезжали и могут такое ТА посоветовать. ТиО же они открывают - прав Юрий Григорьев и многие другие эксперты - лишь как справочник (и то многие переключились на Интернет), в котором они могут посмотреть спектр предложений, чтобы при выборе тура в своем ТА, иметь еще откуда-то информацию, кроме его менеджера. Поэтому звонков по ТиО стало меньше, а приходов и того меньше, чем годы назад. ТиО больше нужен новым ТА, не имеющим своей клиентской базы, но согласно вышестказанному, совершенно новых клиентов сейчас не много и эффективность вылавливания их в ТиО все больше вызывает сомнения. Тем более, что у таких новых ТА нет денег на рекламу (сейчас совместная стоит минимум 30-50 у.е.), поэтому они почти всегда звонят и говорят - мы вновьоткрывшееся ТА, пожалуйста поставьте нас бесплатно. НО сильные ТО уже не хотят и не собираются поддерживать новичков за свой счет, в результате чего ситуация напоминает выражение, когда "низы не могут, а верхи не хотят" - вырождение ТиО неминуемо, при всех его попытках и то, что он теперь стал намного худее прошлого года (даже при том, что теперь 1/3 занимают статьи просветителького толка) - абсолютный факт.
Поэтому вышеуказанный спор - спор абсолютно в разных плоскостях, где обе стороны в чем-то правы, а истина и где-то посередине и у каждого из них.