СВОБОДА, РАВЕНСТВО И БРАТСТВО: КТО ЗА ЭТО БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ?

Модератор: Administrator

Аватара пользователя
Максим Пашков
Сообщения: 4147
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 10:38  

Доброго ТурДня, уважаемые посетители эфиров!

Для некоторых ТО и ТА, этот день и несколько предыдущих, оказались не такими уж добрыми. Вероятно, не лучшими днями в их профессиональной деятельности будут и несколько последующих дней.
А ведь все так безоблачно начиналось. Продажи туров на майские праздники по Европейским направлениям, в том числе и по Франции, шли очень неплохо, турфирмы надеялись получить заслуженное вознаграждение и небольшой отдых за свой нелегкий труд в напряженный апрельский месяц. В этот раз, никаких громких банкротств зафиксировано не было, никаких массовых нерасселений туристов не наблюдалось, никаких продолжительных задержек рейсов отмечено не было. Но, как водится, еще не было ни одних майских праздником без каких-либо негативных событий. Что-то должно было произойти. У нас без этого не бывает...
И произошло. В Консульстве. Нет, не в Итальянском, хотя и там были проблемы с выдачей вовремя документов клиентов, но его сотрудники в этот раз проявили ответственностиь и выдавали документы до глубокой ночи. Неприятности произошли во Французском Консульстве, когда 27.04.06 его сотрудники, то ли ознакомившись с нашим эфирам по соцгарантиям, то ли вспомнив свой лозунг "Свобода, Равенство и Братство", решили устроить забастовку в защиту своих ущемленных интересов.
Ее последствия ТО, ТА и клиенты расхлебывают до сих пор. Большое количество туристов на несколько праздничных дней не получили вовремя документы из Консульства, в результате чего не смогли улететь в запланированные даты. В результате, у многих ТО сгорели авиабилеты, оплаченные дни проживания в отелях, а у ТА появилась масса недовольных туристов, требующих реализации своих туров или возврата денег и компенсаций. Тем временем, большинство российских ТО, ТА, клиентов и представителей турвласти волновало только одно - "Cherchez la famme" ("Ищите женщину") - или поиск женщины Консула посольства Франции г-жи Новак. Когда же ее все таки нашли, то на вопрос Председателя РСТ Шпилько о том, кто будет финансово отвечать за все связанные с забастовкой сотрудников ее Консульства убытки, г-жа Новак отреагировала таким образом: "Это ваши проблемы!" (по данным Газеты.Ру).
В ответ, в созданной посетителями нашего форума ветке, его участники - представители ТО и ТА - оценили такие действия французских дипломатических служб как "безобразие", "позор" и "наплевательское отношение".
Однако, Лермонтовский вопрос вопрос остается открытым: "Скажи-ка, дядя, ведь недаром?" Да уж, не за спасибо! Ведь правда, во что все это выльется? И, главное, за чей счет будет весь это "банкет"? Кто должен и будет на основании закона покрывать возникшие у ТО убытки? Сами ТО? Клиенты? Или снова все ляжен на плечи ТА?
Последний раз редактировалось Максим Пашков Вт май 02, 2006 15:09, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Максим Пашков
Сообщения: 4147
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 12:13  

Прежде всего, думаю, будет уместно задать юристам вопрос о том, кто будет нести финансовую ответственность за произошедшее. Заодно у нас имеется возможность узнать, каковы права и обязанности и возможные варианты поведения туриста, турагента и туроператора для того, чтобы минимизировать свои убытки в ситуациях когда происходят задержка выдачи визы по вине консульства.

Для этого я связываюсь с Георгием Моховым, директором юридического агентства "Персона грата" и задаю ему первый вопрос.

Добрый день, Георгий!
Вы уже знаете о ситуации, сложившейся во Французском Консульстве и ее последствиях?

Аватара пользователя
Георгий Мохов
Сообщения: 474
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 12:14  

Конечно, знаю. Мне сегодня весь день по этому поводу звонят.

Аватара пользователя
Максим Пашков
Сообщения: 4147
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 12:18  

Тогда прошу Вас ответить, вероятно, на самый задаваемый и больной вопрос - кто за это все будет нести финансовую ответственность?

Аватара пользователя
Георгий Мохов
Сообщения: 474
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 12:31  

Это тот вопрос, на который нет однозначного ответа. В любом случае определенно и точно одно: кто-то понесет убытки - либо турфирма, либо турист. А выбор того, на кого негативные последствия будут распространяться, очень сильно зависит от того, как оформлены документы между туристом и турагентством.
Каким образом оговаривается ответственность в случае задержки с выдачей визы? И оговорено ли это вообще? На случай вот таких, как эта, казусных ситуаций. Очень много зависит от договорных отношений. И суды обращают внимание на то, как оговорены права и обязанности в плане оформления визы.
В случае с ситуацией во Французском Консульстве ничего нового не произошло, просто масштаб большой. В подобных случаях одни суды полностью удовлетворяют требования туриста о возврате всей суммы тура, а другие постановляют - то, что можно вернуть – возвратить, а то, что нельзя вернуть – не возвращают.
Все эти ситуации должны быть прописаны в договорах между турагенством и туристом. А если договора уж вообще никакого нет, то по закону о защите прав потребителей у туриста есть все шансы в суде взыскать всю стоимость тура и плюс штраф за неоказание услуг.

Аватара пользователя
Максим Пашков
Сообщения: 4147
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 12:34  

Спасибо, Георгий!
Давайте теперь копнем глубже и рассмотрим более конкретно.

Поскольку в данном случае все зависит от наличия и формы договора турагентства с клиентом, давайте разберем для наглядности два крайних примера, когда в подобных случаях больше правды и шансов окажется у турфирмы и наоборот - у клиента?

Аватара пользователя
Георгий Мохов
Сообщения: 474
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 12:40  

Тогда начнем с варианта, более положительного для турфирмы. Есть варианты, так скажем, наиболее предпочтительные и защищающие точку зрения турфирмы, - когда виза не включается в состав туристической услуги, то есть не включается в туристический договор, а оформляется отдельно договором поручения, на основании которого турист поручает турфирме занести его документ в соответствующее консульство без ответственности за правовые последствия – то есть за выдачу визы.
Эти условия – тур и оформление визы - не должны быть взаимосвязаны юридически, то есть, одно от другого не должно зависеть. В этом случае турфирма может доказывать в суде, что турист отдельно приобретал тур, а отдельно визу. Иными словами, в данном случае все последствия возлагаются на туриста.

Аватара пользователя
Георгий Мохов
Сообщения: 474
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 12:45  

Иной вариант, положительный для туриста. Когда перечень услуг по оформлению визы является частью общего договора на приобретение тура. Иначе говоря, когда договор начинается с визы - виза, перелет, проживание, экскурсия, страховка.
Если в суде рассматривается договор, в котором в число услуг включена виза, то суд приходит к заключению, что турфирма продает комплексный продукт, одним из неотъемлемых элементов которого является оформление визы. С юридической точки зрения, в данном случае это взаимосвязанные компоненты. И суд в ста процентов подобных случаев удовлетворит интересы клиентов.

Аватара пользователя
Георгий Мохов
Сообщения: 474
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 12:50  

Еще многое зависит от формы договоров: купля-продажа, оказание услуг - все это рассматривается в комплексе. Многое еще зависит и от конкретного судьи. Если он грамотный, он будет вникать в хитросплетение отношений в туристическом бизнесе.
Если судья не очень грамотный, и, к тому же, не очень удачно съездил отдохнуть, то всю ответственность возложит на турфирму. Он скажет, что турфирма – профессиональный участник рынка, исполняющий комплекс услуг, получение которых зависит от визы, которая, в свою очередь, в этот комплекс услуг входит. И если виза не будет оформлена, не будет оформлен и весь комплекс услуг. Тогда вся ответственность судом перекладывается на турфирму. Подобные решения мы уже видели.

Аватара пользователя
Максим Пашков
Сообщения: 4147
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 12:54  

Георгий, а каковы шансы турфирмы попытаться приравнять задержку или отказ выдачи визы к обстоятельствам непреодолимой силы, не зависящих от воли и действия сторон?

Аватара пользователя
Георгий Мохов
Сообщения: 474
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 12:57  

Невыдача визы не является обстоятельством непреодолимой силы, иначе говоря, форс-мажорным обстоятельством в формулировке гражданского кодекса. Это не стихийное бедствие, это часть процедуры по оформлению документов. С таким успехом можно сказать, что поломался билетопечатный принтер, и вы не смогли получить и вовремя выдать клиенту билет. С юридической точки зрения считается, что фирма может воздействовать на подобные процессы.

Аватара пользователя
Максим Пашков
Сообщения: 4147
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 13:02  

Допустим, ситуация уже находится на стадии "Встать, суд идет!". И судья, как вы написали, старается "вникнуть в хитросплетения отношений". В любом случае, турагенству необходимо доказать, что факт задержки визы не по его вине имел место. Как известно, консульство таких справок не выдает.

Может ли турагентство в качестве доказательства представить официальные публикации в прессе о фактах задержки с выдачей виз по вине консульства?

Аватара пользователя
Георгий Мохов
Сообщения: 474
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 13:07  

Да, как доказательства агентства могут использовать публикации в прессе, а суд может их рассмотреть и оценить с точки зрения допустимости. Но лучше всего, если фирма подстрахуется и письменно уведомит туриста о задержке с выдачей визы, предложит адекватную замену даты осуществления тура. При этом лучше всего конкретный срок, - например, что турфирма обязуется его отправить в конкретную следующую дату - не указывать, а то вдруг опять выйдет задержка. Суды будут положительно расценивать такое движение навстречу туристу со стороны турфирмы, которая, несмотря на внешние обстоятельства, изыскала возможность выполнения своих обязательств.

Аватара пользователя
Максим Пашков
Сообщения: 4147
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 13:09  

А каким образом лучше осуществлять подобное уведомление?

Аватара пользователя
Георгий Мохов
Сообщения: 474
Контактная информация:

Вт май 02, 2006 13:11  

Лучше всего вручить подобное сообщение клиенту лично – под расписку. Если это невозможно, то нужно отправить его заказным письмом с уведомлением о вручении. Это будет достаточным доказательством. Главное – сделать это наиболее оперативно.

  •   Информация
  • Кто сейчас на конференции

    Сейчас этот форум просматривают: novosti dnya_dsOl, Google [Bot] и 468 гостей