Вот итоги дискуссии на тему которую проводило СЗРО РСТ - может кому нибудь будет интересно:
Вчера в он-лайн Клубе РСТ обсуждалась тема «Авиабилеты дорожают, кто и кому должен доплачивать?» обсуждение было инициировано в связи с тем, что российские авиакомпании, занимающиеся чартерными перевозками в наиболее популярные летние страны, с периодичностью в 10 дней стали требовать доплаты за авиабилеты, мотивируя это постоянным ростом цен на авиационное топливо.
Может ли туроператор наложить штраф на турагента, если турист отказался доплатить топливный сбор и отказался от тура, каковы правовые последствия отказа от тура и расторжения договора потребителем, возможно ли правовыми способами решить возникшую проблему? Эти и другие вопросы представители петербургских турфирм задавали руководителю Правовой комиссии РСТ и генеральному директору юридического агентства «Персона Грата» Георгию Мохову.
Приводим наиболее актуальные ответы на волнующие сейчас многих вопросы:
- Могут ли туроператоры прописывать в договоре возможность доплат, и правильно ли брать доплату с туристов?
- Цена договора о реализации туристского продукта является существенным условием, которое не может быть изменено без согласия потребителя. Турист- потребитель вправе потребовать расторжения договора в случае изменения его цены. Судебная практика в этом опросе, с применением нового закона, пока не сложилась, но исходя из практики прошлых лет суды в такой ситуации могут учесть фактические расходы турагента - например платежи туроператору, если удастся эти расходы доказать и суд примет их во внимание. Турагент ни с кого компенсацию брать не может. Турист вправе, на совершенно законных основаниях, отказаться производить доплату по договору, цена которого определена на момент заключения. С точки зрения закона, не имеет значения произведена предоплата или полный расчет, цена договора указывается при его заключении, а если цена не определена, значит, стороны не достигли соглашения по существенному условию и договор можно признать незаключенным (432 ГК). На практике доплата производится практически всегда, либо турист не хочет отказываться от поездки, либо турагент доплачивает из своего кармана, чтобы не скандалить с клиентом. До суда требования о расторжении договора, как правило, не доходят.
Право требовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, в частности его цены в связи с ростом транспортного тарифа, вовсе не влечет обязанность по доплате со стороны туриста, закон таких правовых последствий не предусматривает. Стороны должны достигнуть соглашения в связи с изменившимися обстоятельствами, а если таковое соглашение не достигнуто, договор может быть расторгнут. Далее суд, по требованию любой из сторон, определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора (451 ГК). Насколько суд "справедливо" распределит расходы между туристом и турагентом зависит от множества факторов, включая настроение судьи и его (судьи) личный туристический опыт.
- А если говорить о правовых взаимоотношениях между туроператором и турагентом в этой ситуации?
- Юридическая теория выглядит так: турагент действует в рамках полномочий, предоставленных ему туроператором и за его счет. При изменении стоимости продукта агент доносит информацию об этом изменении до лица, с которым заключена сделка (в нашем случае до туриста). За исполнение этим лицом обязательств по сделке агент не в ответе, если в договоре с оператором нет условия о делькредере - ручательства за исполнение сделки третьим лицом. Собственными денежными средствами в сделке турагент не располагает, соответственно никаких доплат за свой счет, по стоимости реализуемого продукта, производить не должен, нарушения договора с его стороны нет, вследствие этого нет оснований для штрафных санкций в адрес агента, если от третьего лица поступил отказ в доплате.
- Какими могут быть действия оператора, после повышения цены со стороны перевозчика, в отношении перевозчика: отказ от договора, не доплата вывозного рейса или уже оплаченных блоков мест и т.д.?
- Федеральные авиационные правила указывают: Если до начала перевозки тарифы изменены перевозчиком, перевозка пассажиров по билетам, оформленным до изменения тарифов, осуществляется без перерасчетов с пассажирами, при условии сохранения первоначальных условий договора воздушной перевозки.
Отношения с перевозчиком строятся на основании договора, соответственно договор должен определять порядок изменения цены перевозки и последствия которые могут при этом наступить.
Проблема состоит в несовпадении объема ответственности перевозчика и туроператора (турагента). Перевозчик вправе изменять стоимость перевозки, если билет не оформлен, это не противоречит закону. Туроператор, реализуя комплексный турпродукт определяет его цену с определенной глубиной продаж исходя из установленной цены перевозки, а турагент реализует по установленной цене. Изменение перевозчиком тарифа приводит к цепочке изменений стоимости. Когда речь идет только о продаже авиабилетов, то отношения остаются в плоскости пассажир-перевозчик, но если речь идет о реализации комплексного турпродукта, его цена уже включает в себя перевозку, и это и приводит к конфликту с потребителем-туристом по всей стоимости тура.
- Каким образом всем участникам рынка цивилизованно выходить из создавшейся ситуации?
- Необходимо принципиальное изменение норм закона, с указанием возможности одностороннего изменения стоимости турпродукта, например не более 10%. Подобные норма предусмотрена, например, в Евросоюзе, где туроператор вправе изменить стоимость исходя из повышения транспортного тарифа.
В том правовом поле, в котором мы работаем, это невозможно, и всегда при необходимости получения доплаты с туриста турагенты будут рисковать своими деньгами. Указание в договоре с туристом возможности одностороннего изменения цены, воспринимается как ущемление прав потребителя, Роспотребнадзор за это штрафует.
Единственный способ избежать ответственности турагенту - действовать от имени и за счет туроператора, то есть заключать договор с туристом от имени туроператора, если он предоставит такие полномочия. На практике такая схема встречается крайне редко.